Влияние антироссийских санкций на арбитраж

19.12.2016

Санкции – старейший политический инструмент, берущий свое начало в эпоху Перикла. Принято выделять односторонние и многосторонние экономические санкции. Под односторонними санкциями понимаются меры, принимаемые одним государством и (или) группой государств, в отношении другого государства и (или) отдельных лиц. Такого рода санкции принимаются в виде соответствующего законодательного акта государства, имеющего, иногда, экстратерриториальный эффект. Под многосторонними санкциями понимаются меры, принятые Советом Безопасности ООН в соответствии Уставом ООН, и (или) законодательные меры государства, принятые во исполнение соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН.

Несмотря на то, что легитимность как односторонних, так и многосторонних санкций ставится под сомнение,в 20 веке они получили наиболее частое применение. Так, в 2014 году Соединёнными Штатами Америки (США) и Европейским Союзом (ЕС) в отношении ряда российских юридических и физических лиц и отдельных секторов экономики России были приняты односторонние экономические санкции (далее - санкции). Данный вид санкций можно отнести к категории персональных санкций (“target sanctions”), т.е. когда под действия санкций попадает определенный круг лиц и (или) определенный вид деятельности.

Несмотря на то, что санкции имеют свои цели, эффект от санкций может быть гораздо шире. Так, в орбиту санкций попал и коммерческий арбитраж. Например, было высказано предположение о том, что российские компании могут отказаться (отвернуться) от традиционных европейский институций в пользу азиатских центров. Влияние санкций может быть и иным. Например, сторона арбитражного разбирательства может просить арбитра о применении санкционного законодательства, вместо применения тех норм, в отношение которых было достигнуто соглашение ранее; арбитры могут по своему усмотрению рассмотреть вопрос о применении санкционного законодательства; на санкционное законодательство, сторона, против которой вынесено решение коммерческого арбитража, может ссылаться как на основание для отказа в признании и приведении в исполнение решения коммерческого арбитража. Наконец, санкционное законодательство может оказать определенное воздействие на потенциальных арбитров и их желание участвовать в делах, с участием лиц, находящихся под санкциями.

Эти и другие вопросы оказались в центре внимания опроса, проведенного Арбитражной ассоциацией (г. Москва) в первом полугодии 2016 года.

Опрос был проведен в феврале – июне 2016г. Опрос проводился посредством заполнения соответствующих электронных форм опросов на сайте Арбитражной Ассоциации в сети Интернет. Опрос состоял из двух самостоятельных блоков вопросов. Первый блок вопросов был рассчитан на юристов, второй блок вопросов был адресован потенциальным арбитрам.

С итоговым отчетом по санкциям можно ознакомиться по ссылке.

Пресс центр Арбитражной Ассоциации




Back to the list