Правительство разберется с третейскими судами

22.01.2013

22.01.2013

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступает за законодательное ограничение круга компаний и организаций, которым предоставлено право создавать третейские суды. О принципиальном запрете коммерческим структурам образовывать собственные арбитражи речи не идет, однако в РСПП считают, что они должны рассматривать только внутренние споры с «дочками», а все внешние споры, в свою очередь, должны быть преимущественно отданы на откуп третейским судам при некоммерческих организациях (таких как предпринимательские объединения, торгово-промышленные палаты и т.д.), а также некоторым коммерческим структурам — например, биржам.

Письмо с предложениями по оптимизации работы третейского правосудия сейчас направлено в Минэкономразвития. Министерство, в свою очередь, в ближайшее время вынесет инициативы РСПП на рассмотрение недавно созданной межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства о третейских судах. А преобразование этого законодательства — часть правительственного плана по созданию международного финансового центра.

По мнению составителей письма, создание и финансирование третейского суда коммерческими организациями приводит к нарушению принципа объективного разбирательства и равноправия сторон, и это, отмечают они, находит отражение и в решениях Высшего арбитражного суда, который неоднократно не признавал решения коммерческих арбитражей.

— Предоставление всем юридическим лицам права создания постоянно действующих третейских судов затрудняет осуществление контроля над ними, приводит к злоупотреблению данным правом, к появлению третейских судов, созданных по принципу «фирм-однодневок», — пояснил «Известиям» управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин.

Такой подход разделяет и вице-президент СМП-банка Ирина Данилина.

— Если спор решается между компанией и не связанной с ней организацией, то, конечно, это приведет к нарушению указанного принципа и такие дела нужно рассматривать в независимом третейском суде или в государственных судах, — заявила она изданию.

Кроме того, запрет на создание третейских судов по задумке РСПП должен распространяться на государственные и муниципальные учреждения, равно как и на организации с долей государственного участия более 50% и на их «дочки», считают в РСПП.

Вопрос ангажированных третейских разбирательств поднят членами РСПП не случайно. В настоящий момент сектор негосударственного арбитража достаточно существен в судейской системе: не только несколько сотен фондов и объединений содержат при себе арбитраж, но и многие коммерческие структуры предпочитают решать вопросы в так называемых карманных третейских судах. Собственные третейские суды активно используют такие гиганты, как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «Урало-Сибирский банк», ГК «Росатом», свой суд существовал при РАО «ЕЭС» до ликвидации холдинга.

Проблема в том, что нередко при заключении договора с более сильным контрагентом вторая сторона не способна сопротивляться навязываемым условиям и вынуждена соглашаться на третейскую оговорку.

— Как правило, возможности отказаться от оговорки в контракте нет, так как более рыночно сильная сторона контракта в 99% случаев продавливает ее в своей редакции и небольшим компаниям противостоять этому практически невозможно. На все возражения у более сильной стороны аргумент один: либо ты работаешь по такому контракту с такой оговоркой в случае споров, либо не работаешь вообще, желающих занять твое место предостаточно, — рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский.

Возникшие впоследствии споры в итоге нередко разрешаются судьями из числа сотрудников компании, при которой создан коммерческий арбитраж, в результате чего в адрес таких структур звучат обвинения в небеспристрастности.

— К сожалению, случается, что не вполне чистые на руку дельцы десятками создают так называемые карманные третейские живопырки, зачастую использующие схожую символику и терминологию государственных судов, осуществляя на практике судопроизводство крайне далекое от главных принципов добросовестного третейского разбирательства, — говорит Андрей Корельский.

Но вместе с тем он отмечает, что у крупных третейских центров порой обширнейшая линейка независимых арбитров, которые не находятся под прямым влиянием корпорации, и решения с их участием носят вполне объективный и беспристрастный характер.

— Я совершенно уверен, что все мои коллеги абсолютно беспристрастны. Есть масса примеров, когда решения выносились не в пользу «Газпрома» и его «дочек», в том числе на десятки и сотни миллионов, — утверждает арбитр третейского суда «Газпрома», партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. — ВАС с одной стороны, стремится разгрузить государственные суды, с другой — душит третейский арбитраж. Кроме того, узкоспециализированным третейским судам гораздо проще разобраться в тонких технологических вопросах. 

Если в третейском правосудии и есть паршивые овцы из числа судей, берущих взятки и выносящих неправомочные решения, то надо сконцентрироваться на их исключении из сообщества, а не огульно лишать коммерческий арбитраж права рассматривать сторонние споры, уверен адвокат Юлий Тай.

Впрочем, если отмести соображения нечистоплотности отдельных судей, то у коммерсантов может быть и иной выход — зарегистрировать НКО и создать при нем арбитраж для них не составит труда, отмечает ассоциированный партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов.

РСПП, по всей видимости, решил крепко взяться за наболевшую проблему третейских судов. Всего в списке предложений союза более 20 пунктов, включающих как меры по контролю за деятельностью третейских судов и повышению ответственности за принимаемые решения, так и меры государственного стимулирования развития института третейского разбирательства. В числе прочего предлагают, например, запретить негосударственным судам громко именоваться федеральными, областными, окружными, городскими и так далее.

— Такие названия вводят потенциальные стороны разбирательства в заблуждение относительно статуса такого суда — в частности, является ли этот суд государственным или третейским, — говорит Александр Варварин. Поэтому, считает он, необходимо установить законодательный запрет использования в наименовании третейского суда слов и формулировок, аналогичных до степени смешения тем, которые используются в наименовании государственных судов и других органов государственной власти и местного самоуправления.

Источник: Известия




Back to the list