Гари Борн утверждает, что не существует универсального международного договора, регулирующего вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений (см.: B. Born, International Arbitration and Forum Selection Agreements: Drafting and Enforcing. 4th edition.2013.pp.151).
Российские судьи нередко опровергают это суждение. Решая поставленный перед ними вопрос, они руководствуются, среди прочего, Конвенцией ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Нью-Йорк, 1958) (Нью-Йоркская Конвенция). К слову, иногда к этому их «подталкивают» сами стороны (см.: АС Северо- Кавказского округа от 17 ноября 2015г. по делу № А53-9581/2015).
Несмотря на то, что Нью-Йоркская Конвенция является универсальным международным договором, она не имеет никакого отношения к вопросу признания и приведения в исполнение решений иностранных судов, ее применение в данном случае является фундаментальной и системной ошибкой арбитражных судов.
Приведу несколько «ярких» примеров из практики. Постановление АС Московского округа от 11 августа 2015г. по делу А40-32992/2015. В деле рассматривается вопрос о признании и приведении в исполнение на территории РФ решения Специализированн
С одной стороны, судьи правильно указали, что Конвенция не применима к рассматриваемому вопросу. Однако, дальше происходит невообразимое - судьи указывают: «Поскольку предметом рассматриваемого спора является признание и приведение в исполнение решения Специализированн
Как и почему государственный суд Казахстана, созданный в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000г. № 132-II, «превратился» в «негосударственн
Последствия такого «правоприменения
Так, в деле А40-73234/15 о признании и приведении в исполнение на территории РФ решения Хозяйственного суда г. Киева (государственный суд) суд указал: “суд усматривает противоречие исполнения иностранного судебного решения публичному порядку Российской Федерации (подпункты b пунктов 1 и 2 статьи V Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года) ”.
В последнее время Верховный суд РФ занялся вопросом разъяснения судам вопросов о том, какими международными инструментами необходимо руководствоватьс
Остается дождаться, когда Верховный суд РФ проинформирует и, скорее всего, не один раз, что к вопросу признания и приведения в исполнение на территории России решений иностранных государственных судов Нью-Йоркская Конвенция не применяется.
P.S. В деле А21-9806/2013 у Верховного суда РФ уже была возможность исправить ситуацию, но тогда суд не стал этого делать (см.: Определение ВС РФ от 19 января 2015 г ). На мой взгляд, произошло это исключительно из-за государственного интереса к характеру спора. Предполагаю, что, поступая таким образом, суд «открывает» другую дверь – ответственности государства за свою судебную систему, но это уже совсем другая история.
Михаил Самойлов,
LL.M. candidate in International Dispute Settlement (MIDS)