25 июня 2014
Один из круглых столов на Петербургском международном юридическом форме сегодня был посвящен третейским судам и их реформированию. Участники обсуждения в целом приветствовали предлагаемые Минюстом изменения, но обратили внимание на проблемные моменты, которые, по их мнению, могут ухудшить инвестклимат России.
Сегодня на IV международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге обсуждалась реформа третейских судов в России. Модератор круглого стола, замглавы Минюста Елена Борисенко и другие участники обсуждения отметили важность происходящих изменений для разрешения проблем, возникающих в сфере третейского разбирательства. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Лисин, характеризуя реформу, сказал, что «мы не ожидали революционного поворота, но важный шаг к реальному разбирательству в законопроекте, безусловно, присутствует».
Как напомнил партнер адвокатского бюро «Резник, Гагарин и партнеры» Андрей Горленко, третейские суды должны регистрироваться в форме некоммерческих организаций, исключение предусмотрено лишь для МКАС при Торгово-промышленной палате. Кроме того, необходимо получение разрешения Минюста. Вице-президент торгово-промышленной палаты Вадим Чубаров, в свою очередь, отметил, что изменения коснулись и налогового законодательства — разбирательство в третейском суде считается услугой, но тем не менее освобождается от НДС. Но он опасается, что если «потом нулевую ставку, которая закреплена в законопроекте, мы не пробьем, сразу на 18% поднимется стоимость арбитражного сбора, и тем самым мы потеряем в преимуществах арбитража». Важным, по его мнению, также является положение проекта о снятии ограничения для судей в отставке. Вадим Чубаров признался, что не раз поднимал этот вопрос, «но нам говорят, что они и так получают достаточные выплаты». Но, подчеркнул он, нормальное третейское сообщество заинтересовано в таких знающих арбитрах. «Василий Витрянский сказал, что если удастся пробить эту норму, то первое, куда он придет,— это во МКАС, и будет с удовольствием рассматривать дела»,— добавил господин Чубаров. Не обошли стороной и усилившуюся в последнее время тенденцию сокращения компетенции третейских судов. Как отметил Вадим Чубаров, «отщипывание компетенции продолжается», например, недавно ВАС вынес решение о том, что дела о госзакупках не относятся к подсудности третейских судов из-за публичного характера таких споров. Как подчеркнул Вадим Чубаров, решение ВАС было на самом деле принято из-за неблаговидной практики некоторых третейских судов. «Мы, изучив практику, считаем, что споры из-за исполнения госконтрактов арбитрабельны — это гражданские отношения»,— заключил он.
Согласился с этим и вице-президент Международного арбитражного суда ICC, партнер Baker&MсKenzie Владимир Хвалей, подчеркнув, что в сфере международных тендеров рассмотрение споров государственным судами может отпугнуть иностранные компании — они не пойдут на тендер. Также Владимир Хвалей отметил нецелесообразность регистрации иностранных третейских судов в России. «Если бы Минюст сделал список тех, кому не нужна регистрация, это бы решило проблемы».
Елена Борисенко заверила, что для иностранцев предусматривается лишь разрешительный порядок, совсем убрать его нельзя, поскольку все должны быть в равных условиях. Но она предположила компромиссный вариант: «Возможно, есть пятерка лучших институтов, которые общепризнанны, которым мы бы выдавали разрешения без заявительного порядка». Присутствовавшая в качестве слушателя профессор СПбГУ Людмила Галенская выразила мнение, что проект построен на концепции государственных судов, а разработчики пытаются «приравнять третейский суд к государственному, убивая сам смысл третейского разбирательства».
Евгения Крючкова