Толкование ст 11 Конвенции о защите прав инвестора

25 сентября 2014 Толкование ст 11 Конвенции о защите прав инвестора
23 сентября 2014 года Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе председательствующего – Председателя Экономического Суда СНГ Л.Э.Каменковой, судей Экономического Суда СНГ Э.Н.Нагорной, В.Х.Сейтимовой рассмотрел дело по запросу Кыргызской Республики в лице Правительства Кыргызской Республики о толковании статьи 11 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года. Запрос принят к рассмотрению определением Экономического Суда СНГ от 4 апреля 2014 года № 01−1/1−14.

Основанием для запроса послужило неоднозначное понимание положений статьи 11 Конвенции. Так, в течение 2013 года в Арбитраж при Московской торгово-промышленной палате (далее − Арбитраж при МТПП) инвесторами к Кыргызской Республике было предъявлено два иска о возмещении ущерба, несмотря на то, что Кыргызская Республика не давала своего согласия на рассмотрение споров с ее участием в Арбитраже при МТПП. При этом Арбитраж при МТПП не обозначен в качестве органа по рассмотрению споров по осуществлению инвестиций в рамках Конвенции в национальном законодательстве государства − участника спора, в международном договоре, стороной которого является государство − участник спора, и/или отдельном соглашении между инвестором и государством − участником спора.

В связи с этим Кыргызская Республика просила разъяснить:

1) может ли спор по осуществлению инвестиций в рамках Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года быть предметом разбирательства в международном суде или международном арбитражном суде, не оговоренном в двустороннем международном соглашении, стороной которого является государство − участник спора, в национальном законодательстве государства − участника спора и/или в отдельном соглашении между инвестором и государством − участником спора;

2) является ли норма статьи 11 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года достаточным основанием для обращения инвесторов в международные суды или международные арбитражные суды без конкретизации в национальном законодательстве государства − участника спора, международном договоре, стороной которого является государство − участник спора, и/или отдельном соглашении между инвестором и государством − участником спора.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств решил:

1. Положения статьи 11 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года носят общий характер, ограничиваясь лишь установлением возможных типов институтов, которые могут рассматривать споры по осуществлению инвестиций в рамках данной Конвенции.

2. Рассмотрение споров по осуществлению инвестиций в рамках Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года в международных судах возможно в случаях, когда такие споры подпадают под предметную и субъектную юрисдикции международного суда, определяемые в соответствии с его учредительными документами и иными международными правовыми актами, закрепляющими возможность рассмотрения споров в международном суде.

Указание в статье 11 Конвенции на возможность рассмотрения споров по осуществлению инвестиций в международных судах не является достаточным основанием для обращения инвесторов в любой международный суд.

3. Споры по осуществлению инвестиций в рамках Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года в соответствии с положениями статьи 11 данной Конвенции могут являться предметом разбирательства в конкретном международном арбитражном суде, если компетенция такого суда оговорена в национальном законодательстве государства − участника спора, международном договоре, стороной которого является государство − участник спора, и/или отдельном соглашении между инвестором и государством − участником спора.

4. Положения статьи 11 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года о том, что споры по осуществлению инвестиций рассматриваются международными арбитражными судами, устанавливают исключительно принципиальную возможность их рассмотрения посредством международного арбитража при условии заключения арбитражных соглашений в установленном порядке.

Положения статьи 11 данной Конвенции не могут рассматриваться в качестве арбитражного соглашения о рассмотрении спора по осуществлению инвестиций.

5. Решение полного состава Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.

6. Копию решения направить Правительству Кыргызской Республики, для сведения − в правительства государств − участников Содружества Независимых Государств, в высшие арбитражные, хозяйственные, экономические и другие суды, разрешающие дела по спорам в сфере экономики, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

7. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств − участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.


Возврат к списку