Российское третейское сообщество протестует! (о расширенном заседании Российского центра содействия третейскому разбирательству)

20.11.2017 Российское третейское сообщество протестует! (о расширенном заседании Российского центра содействия третейскому разбирательству)

Применение нового арбитражного законодательства Советом по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России (далее — Совет) имеет явно выраженную негативную тенденцию в отношении создания новых арбитражных институтов[1]. Совершенно понятно, что совсем не на это рассчитывало третейское сообщество страны, отчасти поддерживая эту законотворческую инициативу.

Как известно, задача (в ходе реформирования) ставилась — искоренить «зло», а на практике все вылилось в банальную тотальную ликвидацию всех существовавших ранее отечественных арбитражных институтов, кроме тех, кто непосредственно участвовал в формирования нового арбитражного законодательства. Более того, пострадал и бизнес, который лишили возможности обратиться в избранные в соответствии с заключенными ранее арбитражными  соглашениями арбитражные центры, нарушив их конституционные права. Но главный пострадавший — сам «национальный арбитраж», доверие к которому восстановить будет очень трудно.  

Основной  же негатив идеологи третейской реформы видят в возможности существования корпоративных арбитражных центров (по сути специализированных третейских судов), в том числе  арбитражных центров при крупных корпорациях, какими раньше являлись Третейский суд «Газпром», Третейский суд «Лукойл» и другие, о которых говорят, к сожалению, даже не стесняясь в выражениях.[2] Насколько справедливы и обоснованы эти обвинения, ведь, например, в Третейском суде «Газпром» споры рассматривали ведущие правоведы России, и не просто правоведы — цвет арбитражного движения страны! Причем это были те же лица, которые в настоящее время входят в рекомендованный список арбитров МКАС, и, в этой связи, Третейский суд «Газпром» вполне можно было считать своего рода продолжателем арбитражных традиций (арбитражной школы) МКАС, но ему отказали в легитимности по совершенно надуманным основаниям, и незаслуженно обвинили, кстати, проигнорировав известное постановление Конституционного Суда РФ. При этом сам МКАС в настоящее время (в этом смысле) должен «изобретать велосипед», создавая свои отделения в регионах страны, где ранее лица, включенные в список арбитров МКАС, и так могли принимать участия в рассмотрении споров, передавая опыт МКАС в регионы страны, т.к. они одновременно входили в списки региональных арбитражных центров. Теперь же все оказалось перевернутым с ног на голову установленным в новом законе об арбитраже ограничением «о трех рекомендованных списках арбитров»…

Подоплека тут, видимо, совсем иная — специализированные третейские центры создавали довольно серьезную конкуренцию.., поскольку имели более значительные ресурсы для эффективного развития арбитража, включая возможности современных технологий... Они (специализированные корпоративные арбитражные центры), по сути, и были главными драйверами развития арбитража в России, они наглядно демонстрировали интерес бизнеса в арбитраже. Тем самым, в ходе третейской реформы мы отказались от эффективного и гармоничного  развития арбитража в стране, чем отброшены далеко назад...     

Похоже, что в современной арбитражной архитектуре не остается места и для многих, несомненно, достойных  и зарекомендовавших в региональных бизнес-сообществах, региональных арбитражных центров. Таких, например, как Сибирский третейский суд, Алтайский третейский суд, Межрегиональный центр арбитража, Третейский суд Пермского края, третейских центров региональных ТПП и многих других. К  ним требования Совета, а точнее сотрудников Минюста, отвечающих за проверку документов от заявителей,  постоянно видоизменяются[3] и они никак, вот уже более года (!), не могут пройти даже первичную проверку документов.     

В этой связи, первое национальное объединение специалистов в области третейского разбирательства — Российский центр содействия третейскому разбирательству, созданный более 15 лет назад, 17.11.2017 провело внеочередное расширенное заседание правления РЦСТР, на котором рассматривался вопрос в связи с прошедшим 10.11.2017 заседанием Совета (на котором всем заявителям было отказано в рекомендации Совета[4]).

В ходе обмена мнениями РЦСТР принято решение о формировании программы действий, которая позволила бы консолидировать третейское сообщество и определить заинтересованность бизнеса в развитии арбитража в стране (с учетом сложившейся ситуации).

В числе возможных следующие варианты:

- Заявление РЦСТР по сложившейся ситуации;

- Обращение к представителям бизнеса и объединениям предпринимателей по сложившейся ситуации;

- Обращение к существующим национальным арбитражным объединениям;

- Обращение в Совет по развитию третейского разбирательства Минюста России от имени РЦСТР;

- Обращение к членам Совета от имени РЦСТР;

- Задать вопрос Министру юстиции в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе РФ;

-  Обращение в Совет при Президенте РФ по правам человека;

- Обращение к Президенту РФ;

- Оспорить решение Совета;

- Обращение в Верховный Суд РФ;

- Обращение в Конституционный Суд РФ;

- Подготовка законопроекта об изменениях в новый Закон об арбитраже и др.

Предложено всем заинтересованным лицам направлять свои предложения по формированию программы действий в Российский центр содействия третейскому разбирательству до конца текущего месяца.

 


[1] Райский А. Всем откажем и не скажем // Коммерсант. 2017. № 214. С. 9, см.: (https://www.kommersant.ru/doc/3467990?from=author_strana); Севастьянов Г. В. О презумпции виновности и коллективной ответственности российского третейского сообщества (о заседании Совета по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России, 10.11.2017), см.: (https://zakon.ru/blog/2017/11/11/o_prezumpcii_vinovnosti_i_kollektivnoj_otvetstvennosti_rossijskogo_....  

[2] Михаил Гальперин, заместитель министра юстиции РФ: «Это устранение с рынка мошенников, которые использовали вывеску третейских судов в своей деятельности так называемых карманных судов крупных компаний, которые навязывали эти оговорки своим контрагентам и позже, используя эту оговорку, выносили решение в пользу этих компаний, а не по справедливости и по праву». См.: Минюст пообещал избавить систему третейских судов от мошенников (http://minjust.ru/mobile/ru/mobile/smi-o-nas/minyust-poobeshchal-izbavit-sistemu-treteyskih-sudov-ot....

[3] См.: Редакция журнала «Третейский суд» представляет это в специальном ресурсе: «Банк данных, уточняющих требования по подготовке документов для получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в Правительстве РФ и получении рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России».  В настоящее время готовится пятая версия Банка данных. Информация о четвертом см. : http://arbitrage.spb.ru/pdf/bank_dannyx_v40.pdf

[4] Подробнее, см.: https://zakon.ru/blog/2017/11/11/o_prezumpcii_vinovnosti_i_kollektivnoj_otvetstvennosti_rossijskogo_...

Автор: Глеб Севастьянов

Закон.ру


Возврат к списку