Реформа третейского правосудия

18.12.2012

18.12.2012

По информации РБК daily, в ходе встречи Медведева с членами РСПП последние "без прессы" поставили вопрос о плохо работающих третейских судах, из-за чего крупный бизнес предпочитает решать споры хозяйствующих субъектов в Стокгольме. По словам министра по вопросам "открытого правительства" Михаила Абызова, была поддержана инициатива крупного бизнеса в течение следующего года подготовить предложения по совершенствованию законодательства о третейских судах.

В частности, должны быть определены требования к квалификации третейских судей и качеству принимаемых решений, а также меры усовершенствования исполнения решений без необходимости получения подтверждения в арбитражных судах. "Очевидно, что в Европе суды выполняют важную функцию урегулирования хозяйст­венных споров, разгружая государственную систему", — пояснил Абызов.

РСПП подготовил предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность третейских судов и международных коммерческих арбитражей, которые сводятся к трем основным направлениям. 

I. Меры по усилению требований к третейским судам, контролю за их созданием и деятельностью, повышению ответственности за нарушения в сфере третейского разбирательства

1.1. Исключить возможность создания постоянно действующего третейского суда любым юридическим лицом, предоставив такое право преимущественно некоммерческим организациям (объединениям предпринимателей и потребителей, торгово-промышленным палатам и т.п.), а также некоторым коммерческим структурам (биржам и т.п.).

1.2. Установить требования к наименованию третейского суда в целях недопущения манипулирования им (в том числе с использованием слов «федеральный», «города Москвы» и т.д.) для введения в заблуждение спорящих сторон.

1.3. Установить механизм контроля за созданием третейских судов, их деятельностью и ликвидацией путем введения системы государственной регистрации третейских судов с формированием единого (федерального) реестра третейских судов.

1.4. Предусмотреть в качестве обязательного требования к третейскому судье наличие у него высшего юридического образования и стажа работы по специальности, требующей наличия юридического образования, не менее 10 лет. Установить, минимальный количественный и «качественный» состав судей постоянно действующего третейского суда (например, закрепить требование о том, что список постоянно действующего третейского суда должен насчитывать не менее 30 третейских судей; при этом не менее 30 % от списочного состава третейских судей должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук или аналогичную степень, присвоенную за границей).

1.5. Установить требования к информационной открытости третейского суда (обязанность обеспечить размещение в открытом доступе в сети Интернет и на сайте уполномоченного государственного органа правил третейского разбирательства, сведений о третейских судьях, об организации, при которой образован третейский суд, и т.д.).

1.6. Установить уголовную ответственность в отношении лиц, причастных к злоупотреблениям в сфере третейского разбирательства, в частности за подкуп третейского судьи с целью вынесения заведомо неправосудного решения в пользу одной из сторон, за фальсификацию доказательств, используемых в ходе третейского разбирательства, за «фальсификацию» третейского разбирательства, в том числе вынесение решения «задним» числом.

II. Меры по повышению эффективности третейского разбирательства и стимулированию его применения

2.1. Установить условия, при соблюдении которых отдельные категории корпоративных споров могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, а также особенности рассмотрения таких споров третейскими судами.

2.2. Закрепить определения понятий «основополагающие принципы российского права» и «публичный порядок», исключающие возможность государственных судов рассматривать по существу спор, по которому вынесено решение третейского суда.

2.3. Сократить срок рассмотрения арбитражным судом заявления об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда с трех месяцев до одного месяца.

2.4. Отменить апелляционный порядок обжалования определений судов общей юрисдикции по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об оспаривании решения третейского суда.

2.5. Предусмотреть процедуру выдачи государственными судами исполнительного листа на решение третейского суда о принятии обеспечительных мер.

2.6. Предоставить третейским судам право истребовать доказательства путем обращения с ходатайством в государственный суд и вынесения им соответствующего решения.

2.7. Установить альтернативную подсудность дел по заявлениям о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов по месту нахождения ответчика или третейского суда.

2.8. Освободить от обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль третейские сборы, получаемые некоммерческой организацией, при которой образован постоянно действующий третейский суд.

2.9. Снять ограничение для судей в отставке на выполнение функций третейского судьи.

III. Cовершенствование отдельных процессуальных вопросов

3.1. Сформулировать и закрепить в Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Федеральном законе «О третейский судах в РФ» унифицированное определение третейского суда.

3.2. Исключить из сферы действия Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории Российской Федерации, между собой и с другими субъектами права Российской Федерации.

3.3. Закрепить в Федеральном законе «О третейских судах в РФ» возможность заключения третейского соглашения конклюдентными действиями.

3.4. Включить в Федеральный закон «О третейских судах в РФ» положение об отказе от права на возражение (невозможность ссылаться после вынесения решения на процессуальные нарушения, которые были известны и оставлены без внимания стороной до вынесения решения).

3.5. Исключить из Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» обязанность третейского суда объявлять резолютивную часть решения в заседании третейского суда.

3.6. Исключить положение о необходимости третейского суда принимать определение о прекращении третейского разбирательства в случае, если третейский суд принял решение об утверждении письменного мирового соглашения.

3.7. Установить запрет на подачу заявления об отмене решения третейского суда при наличии определения компетентного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного решения.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился подготовить предложения по развитию института третейских судов в России: "В установленном порядке образуйте рабочую группу из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Верховного cуда Российской Федерации, Высшего арбитражного cуда Российской Федерации и организаций в целях развития института третейских судов в Российской Федерации и при необходимости по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, представьте предложения в установленном порядке".  

Такое поручение главе Минэкономразвития РФ Андрею Белоусову и министру юстиции России Александру Коновалову Медведев дал по итогам встречи 4 декабря с членами Российского союза промышленников и предпринимателей.

Руководители МЭР и Минюста должны в установленном порядке образовать рабочую группу с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Премьер поручил также пригласить в состав группы представителей Верховного cуда РФ и Высшего арбитражного cуда РФ.



Back to the list