Новеллы в законе о международном арбитраже

06.02.2011

Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами государственной власти и организациями подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (далее – законопроект).

Предметом законодательного регулирования законопроекта является внесение изменений в Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Целью законопроекта является согласование положений действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования практики международного коммерческого арбитража.

В основу законопроекта положены дополнения к Типовому закону ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года, которые были приняты в 2006 году.

Следует отметить, что на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года более чем в пятидесяти государствах подготовлены и приняты национальные законодательные акты.

Как показала международная практика, в последние годы к первоочередным направлениям совершенствования правового регулирования международного коммерческого арбитража прежде всего относятся вопросы формы арбитражного соглашения, а также применение обеспечительных мер.

Новое регулирование формы арбитражного соглашения предполагает требование о письменной форме с учетом современной практики заключения коммерческих договоров.

Новые положения Типового закона в области обеспечительных мер, которые также содержатся в законопроекте, отражают современные тенденции и являются международными стандартами в этой области, рекомендованными всем государствам для учета во внутреннем законодательстве. Они отвечают и потребностям развивающейся российской практики международного арбитража. Так, в Типовой закон были включены нормы относительно применения обеспечительных мер международными коммерческими арбитражными судами вне зависимости от того, находится место арбитражного разбирательства на территории Российской Федерации или за границей.

Общее положение, выраженное как в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и закрепляющее полномочие арбитража (третейского суда) выносить по просьбе любой стороны определение о принятии обеспечительных мер, осталось неизменным. Вместе с тем, законопроектом вводятся дополнительные положения о возможности вынесения решения относительно обеспечительных мер в любой форме, об условиях принятия обеспечительных мер, о временном характере таких мер. Наряду с указанными положениями, в законопроекте урегулированы основания (условия) применения обеспечительных мер, вынесенных по заявлению стороны третейского разбирательства без уведомления другой стороны, предварительных постановлений, действующих в определенных временных рамках; определен особый режим предварительного постановления, в частности установлено, что оно имеет силу лишь для сторон и не имеет статуса арбитражного решения, а, следовательно, не может быть исполнено в принудительном порядке, посредством выдачи исполнительного листа; предусмотрены возможность изменения, приостановления и отмены обеспечительной меры или предварительного постановления, а также предоставление встречного обеспечения. Принятие предварительных постановлений предполагается в случаях, когда их непринятие должно привести к невосполнимым убыткам или ущербу, когда особая срочность исключает заслушивание другой стороны или когда посылка уведомления стороне, против которой направлена обеспечительная мера, нецелесообразна.

Законопроект исходит из того, что принятие третейским судом подобных предварительных постановлений будет способствовать повышению эффективности международного третейского разбирательства. При этом надо иметь в виду, что предварительные постановления будут носить временный и чрезвычайный характер.

Кроме того, законопроектом вводится ряд положений, призванных уточнить существующие нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с международным коммерческим арбитражем.

Так, например, изменения статьи 34 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» позволят включить в арбитражное соглашение оговорку, предусматривающую окончательность арбитражного решения для сторон третейского разбирательства.

Изменения статьи 35 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает исключение из перечня документов предоставляемых в суд для признания и приведения в исполнение арбитражного решения арбитражного соглашения, которое может заключаться не только путем его подписания, но совершением определенных действий. Для реализации права на признание и приведение в исполнение арбитражного решения достаточным будет предоставление только подлинного арбитражного решения или его заверенной копии.

Предлагаемые законопроектом новеллы позволят усовершенствовать институт негосударственного разрешения коммерческих споров в соответствии с общепринятыми международными стандартами и тем самым сделать его еще более привлекательным как для российских, так и для иностранных участников предпринимательской деятельности.  

Внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации намечено на февраль 2011 года.

Источник: Минэкономразвития России


Back to the list