Зыков Роман
В арбитражных законах разных правопорядков, как правило, предусматривается возможность отмены арбитражных решений. Институт отмены арбитражных решений рассматривается как крайняя мера, направленная на защиту сторон от очевидных, грубых процессуальных ошибок, допущенных арбитрами. В развитых арбитражных правопорядках вмешательство судов в работу арбитражей сведено к минимуму.
Шведская правовая доктрина аналогичным образом исходит из того, что отмена арбитражного решения является крайней мерой судебного вмешательства в деятельность арбитража. С этой целью Закон содержит закрытый перечень исключительных оснований, в связи с которыми арбитражное решение может быть полностью или частично отменено государственным судом по ходатайству одной из сторон. Ходатайство об отмене арбитражного решения подлежит рассмотрению апелляционным судом того округа, в котором имело место арбитражное разбирательство. Если место арбитража в решении не указано, то заявление направляется в Апелляционный суд округа Свеа (Стокгольм)[1]. Вследствие того что большинство арбитражей проходят именно в Стокгольме, Апелляционный суд округа Свеа является ведущей инстанцией по рассмотрению ходатайств об отмене решений арбитражей. Согласно статистике около 85% дел рассматриваются именно в Апелляционном суде округа Свеа. Например, в период с 1999 по 2009 г. 76 из 89 дел были рассмотрены в Апелляционном суде округа Свеа[2]. Определения Апелляционного суда, обжалованию не подлежат, за исключением тех дел, которые, по мнению апелляционного суда, имеют прецедентное значение и могут внести вклад в развитие национальной правоприменительной практики. Поэтому лишь небольшое количество дел доходит до Верховного суда Швеции. За период с 1999 по 2013 г. Верховным судом Швеции было рассмотрено лишь несколько дел в роли апелляционной инстанции по ходатайству об отмене решения арбитража[3]. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что практика Апелляционного суда округа Свеа по отмене арбитражных решений является определяющей в формировании прецедентного права в данной области.
Уже отмечалось, что отмена арбитражного решения государственным судом рассматривается в качестве крайней меры судебного вмешательства в деятельность арбитража[4]. Этим объясняется небольшой процент отмененных арбитражных решений. За период с 1999 по 2009 г. из 76 поданных в Апелляционный суд округа Свеа заявлений об отмене решений арбитража суд отменил арбитражные решения лишь в 8 случаях[5]. В период с 2009 по 2012 г. шведские суды отменили лишь 2 арбитражных решения, что составляет менее 5% от всех поданных ходатайств об отмене решений за рассматриваемый период[6]. На наш взгляд, процент отмененных арбитражных решений действительно очень низкий.
Cогласно ст. 34 Закона Швеции об арбитраже арбитражное решение может быть полностью или частично отменено судом по ходатайству одной из сторон в следующих случаях:
«1) если оно не охватывается действительным арбитражным соглашением;
2) если арбитры вынесли решение после истечения установленного сторонами срока, либо арбитры вышли за пределы своих полномочий;
3) если арбитражное разбирательство, в соответствии со статьей 47, не должно было иметь места в Швеции;
4) если арбитр был назначен в нарушение соглашения сторон или положений настоящего Закона;
5) если арбитр не был уполномочен выполнять функции арбитра вследствие обстоятельства, предусмотренного статьями 7 и 8 настоящего Закона; или
6) если при отсутствии вины стороны, в ходе разбирательства было допущено какое-либо иное нарушение, которое, вероятно, повлияло на исход спора».
В 2013 году правовой комитет Парламента Швеции объявил о начале обсуждения изменений в действующий закон об арбитраже. Среди областей закона, подлежащих изменению, предусматриваются изменения, направленные на улучшения процесса обжалования арбитражных решений в судах Швеции. В частности, предлагается ввести возможность ведения процедуры обжалования в государственном суде на английском языке. Тем самым подчеркивается полная расположенность шведской судебной системы к международному арбитражу.
В рамках предполагаемой реформы, с целью повышения качества работы суда и сокращения сроков рассмотрения дел по обжалованию арбитражных решений, Апелляционный суд округа Свеа (Стокгольм) в апреле 2014 года выпустил внутренние правила производства по делам, касающимся обжалования арбитражных решений (далее - «Правила»). Как отмечается в преамбуле к Правилам, они были подготовлены после консультаций с юристами, имеющими опыт в арбитраже и производствах по оспариванию арбитражных решений.
Разработчики Правил составили подробную пошаговую инструкцию, которая не нуждается в самостоятельных комментариях, поэтому дословно приводится ниже.
Руководство Апелляционного суда округа Свеа (Стокгольм).
Практические аспекты
1. К каждому арбитражному делу прикрепляется судья-докладчик – судья апелляционного суда – который является ответственным за дело, а также член секретариата суда, который оказывает техническое содействие в рассмотрении дела.
2. Суд вправе вынести приказ о возбуждении производства об оспаривании арбитражного решения, не дожидаясь соблюдения истцом всех формальностей при условии, что истец в своем ходатайстве об отмене арбитражного решения укажет, что:
3. Суд обязан уведомлять стороны обо всех своих решениях по делу, с тем, чтобы с тем, чтобы стороны имели полное представление о движении дела.
4. В неотложных ситуациях, желательно чтобы стороны направляли свои состязательные документы не только суду, но и напрямую противной стороне
5. После установления судебного графика по конкретному делу, суд может удовлетворять ходатайства о продлении сроков лишь в исключительных случаях
6. Желательно, чтобы стороны предоставили все документы на которые они ссылаются в папках в четырех экземплярах за две недели до основных слушаний
Общее руководство по процессу
1. После получения ходатайства о возбуждении производства по отмене арбитражного решения:
→ Судья-докладчик созванивается с представителями истца и ответчика с целью представиться и обсудить общие вопросы. График заседаний, вопросы перевода арбитражного решения на шведский язык также могут быть предметом обсуждения на телефонном звонке.
2. После принятия судом определения о возбуждении производства:
→ Ответчику предоставляется четыре недели для подачи отзыва на ходатайство об отмене арбитражного решения.
→ Определение суда также направляется представителю истца.
3. После получения отзыва на ходатайство об отмене арбитражного решения:
→ После консультаций с представителями сторон, судья-докладчик подготавливает судебный график (если таковой еще не подготовлен) с указанием следующих дат:
4. За несколько недель до предварительного слушания:
→ После консультаций с представителями сторон, судья-докладчик принимает решение о необходимости проведения предварительных слушаний
→ Судья-докладчик подготавливает краткое заключение о позициях сторон и информирует стороны о вопросах, которые предстоит разрешить на предварительных слушаниях.
5. После проведения предварительного слушания (либо, если оно не проводилось, после даты, на которую назначено предварительное слушание):
→ После консультаций с представителями сторон, судья-докладчик принимает решение о точной дате основного слушания
→ Судья-докладчик выносит на обсуждение:
→ Суд устанавливает промежуточную дату завершения дела.
[1] Статья 43 (1) Закона «Об арбитраже».
[2] Elofsson Niklas. Arbitrators’ excess of mandate and procedural irregularities – A study based on challenged awards between 1999 and 2009 // Uppsala Universitet. 2010. P. 39.
[3] Domstolen Högsta. T 156-09, 09.06.2010; T 4387-07 31.09.2009; T 2448-06, 19.11.2007; T 2707-01, 03.07.2007; T 1881-99, 27.10.2000; T 156-09, 09.06.2010.
[4] Brohmé Christin. The Swedish Challenge Procedure // www.chamber.se
[5] Elofsson Niklas. Arbitrators’ excess of mandate and procedural irregularities – A study based on challenged awards between 1999 and 2009 // Uppsala Universitet. 2010. P. 84.
[6] Angergård Pamela Lannerheim. Sweden: An end to unfounded challenges? //Global Arbitration Review. 14 June 2013.