17 July 2014
Реформа законодательства о третейских судах, которую предлагает Министерство юстиции РФ, безусловно назрела очень давно.
Это связано прежде всего с многочисленными злоупотреблениями в сфере третейского разбирательства внутри России, начиная от существования так называемых «карманных» третейских судов, и заканчивая использования формы третейского разбирательства для легализации полукриминальных или криминальных схем.
Не менее печальная ситуация сложилась и в сфере международного арбитража. Несмотря на то, что крупные споры с российским участием составляют значительную долю в портфеле международных третейских судов в Стокгольме, Лондоне и Париже, они практически никогда не рассматриваются в России.
Предложения Министерства юстиции РФ содержат в себе очень много разумных положений, которые безусловно улучшат ситуацию с третейским разбирательством в России. В частности, законопроект Минюста заполняет многие пробелы в существующем внутреннем законодательстве о третейских судах; прямо указывает на обязанность государственных судов оказывать поддержку третейским судам в сборе доказательств и содержит механизм такого взаимодействия; ограничивает ответственность третейских судов и арбитров (кроме случаев, преследуемых уголовно-правовым законодательством, например, в случае дачи взятки арбитрам); прямо прописывает налоговые льготы для третейского разбирательства.
Но есть и ложка дегтя в бочке меда. Это касается регистрации постоянно действующих арбитражных институтов, в том числе и иностранных, администрирующих споры в России. Данная мера вряд ли будет эффективна, поскольку может быть достаточно легко обойдена. Нет никаких сомнений в том, что многие карманные суды достаточно быстро смимикрируют под формально независимые третейские институты. Не удивлюсь, если появятся формально «чистые» третейские суды на продажу, как это происходит с созданием новых компаний.
А вот по репутации России как места арбитража данная мера нанесет непоправимый удар: представители ведущих международных третейских судов уже публично заявили, что они не будут проходить регистрацию в Минюсте, а просто поставят на России как на месте арбитража жирный крест. В результате этого вместо деофшоризации споров будет достигнут прямо противоположный результат: споры с российским участием и дальше будут убегать из России, а доморощенные дельцы от третейского разбирательства повесят у себя в офисах «благословение» от государства в виде разрешения Минюста.